КАВКАЗСКАЯ РУКОПИСЬ (1834)

classic Классический list Список threaded Древовидный
1 сообщение Инструменты
Ответить | Древовидный
Открыть эту статью в виде дерева
|

КАВКАЗСКАЯ РУКОПИСЬ (1834)

ПэРИ
-----Бларамберг Иоган-----

КАВКАЗСКАЯ РУКОПИСЬ (1834)
 
ИНГУШИ

Назрановцы, галгаевцы и галашевцы образуют племя ингушей, которые сами себя называют ламуры, т.е. жители гор. Они живут вдоль реки Кумбалей, в верховьях Сунжи и Ассы...
Приблизительно 70 лет назад, в том месте, где Кумбалей выходит из горных теснин, ингуши основали колонию, названную Шалха. Малоплодородность земель, большая плотность населения их деревень вынудила их многочисленное население спуститься на равнину. Поселения колонии Шалха разместились у выхода реки Кумбалей из последнего ущелья Кавказских гор, но большая часть колонистов обосновалась в Назрани на Сунже, где они заняли несколько деревень с одним и тем же названием, а также некоторые другие поселения, расположенные на Сунже и, частично, на Кумбалее и т.д.
Главными из них называются: Большой, Средний и Малый Яндир, поселения Темирова, Бекбулатова, Арабханова, Закова и поселок Кумбалейка...
Галгаевцы

Поднимаясь выше истока Кумбалея, преодолев сопки Богочур и Сугу-Лам, разделенные глубоким оврагом, покрытым крупным строевым лесом, перевалив через хребет Мат-хох, чрезвычайно трудный для перехода, попадаешь в долину Асса и округ, называемый Галга, - это место считается прародиной ингушей. Край этот простирается на 8 верст к югу от истоков Сунжи и Кумбалея. Сюда можно добраться со стороны Макал-дона, если пересечь хребет, отделяющий долину от притоков Ассы.
Долина Ассы или Таргима - по названию главного поселения, что здесь находится, окружена необычайно высокими отвесными скалами...

Здесь очень мило и романтично: повсюду скалы и утесы, возвышающиеся над древними пирамидальными башнями и маленькими аулами... Поля и луга обнесены каменными оградами, т.к. галгаевцы и ингуши используют, как правило, даже самые маленькие клочки земли, возделывая их, и оставляют лишь необходимые для прохода узкие тропинки...
Вот перечень их поселений:
1. Верхние Хули 10. Туери 19. Верхний Кайрах
2. Нижние Хули 11. Берхен 20. Средний Кайрах
3. Кадзи 12. Льемир 21. Нижний Кайрах
4. Бешти 13. Агикал 22. Таргим
5. Дошагель 14. Накист 23. Кюжги
6. Коста 15. Тумга 24. Варех
7. Верхний Карт 16. Хамхи 25. Ниев
8. Адзик 17. Кахки 26. Верхние Евлы
9. Нижний Карт 18. Реву 27. Нижние Евлы

Многие из этих поселений были разрушены, а часть племени галгаевцев расселилась...
В июле 1830 года это племя было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Макал-дона и со стороны истока Кумбалея.

Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих.

В ответ на это главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основнаия их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако часть из них была захвачена и отдана врагам-тагаурам. Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен.
Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы.

Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, т.к. трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, не приспособленные для передвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие их которых погибли, сорвавшись в пропасть, также погибло много лошадей, доставлявших продовольствие (с. 211).

Облик жителей и их одежда
--------------------------

Ингуши хорошо сложены, но обычно худощавы, имеют дерзкий вид, нелюдимы и серьезны. Они бдительны, проворны, выносливы и неутомимы. Одеваются на манер черкесов...
Женщины-ингушки маленькие, сильные и довольно хорошенькие. Молоденькие девушки в расцвете сил имеют веселый нрав, они предупредительны, резвы. Волосы у них подстрижены таким образом, что закрывают половину лба, остальную часть волос они заплетают в косы, которые ниспадают на спину и плечи. Чтобы волосы блестели, они тщательно за ними ухаживают... Они украшают голову убором типа чепца-колпака на черкесский манер, который им очень идет, а кусок белой ткани спадает вдоль спины, покрывая волосы...

Жилища
-------------------

Дома они строят большие или меньшие в зависимости от величины семьи, там проживающей.

Их поселения иногда ограждены стенами и пирамидальными башнями высотой от 4 до 6 саженей.

Поля находятся вблизи жилищ. Так как лес расположен высоко в горах и доставлять его в районы долин сложно, дома они строят из камня с плоскими крышами, покрытыми глиной и гравием. Их дома и башни побелены снаружи, но они не менее опрятны и внутри.
Их поселения всегда располагаются по берегам небольших речушек, на которых почти каждая семья имеет маленькую мельницу с горизонтальным колесом - это весьма простой механизм... В этом механизме нет металлических деталей (с. 213).

Пища
-----------------

Ингуши очень неприхотливы в еде. Летом они также питаются травами, молоком и сыром; зимой - мясом копченой и сушеной баранины и кашами из ржи, проса, ячменя. Так же, как и осетины, в дни праздников они готовят прекрасное пиво.
Сначала едят старики, затем мужчины среднего возраста, которым первые оставляют достаточно, чтобы досыта наесться, а затем наступает очередь детей. Что касается женщин, то они едят отдельно.
Во время принятия пищи хозяин потчует своих гостей, которые едят в той очередности, как им предлагает хозяин: сначала баранью голову и грудинку, причем каждый гость должен взять свою долю, а уши отдают слугам, чтобы напомнить им о послушании... Едят они, сидя на земле в кружок, руками... (с. 214).

Нравы и обычаи
-----------------

Ингуши считают оскорбление словом самым чувствительным из оскорблений и мстят за это вплоть до смерти того, кто произнес оскорбление.

Они из-за пустяка могут вспылить в разговоре, но легко успокаиваются. Их пыл проявляется открыто, без малейшего притворства.

Презрение к жизни рассматривается как доблесть, а малейшее проявление страха - как величайший позор.

Они предпочитают смерть плену. Их мужество и доблесть разделяют также их женщины, в чем мы могли убедиться во время экспедиций 1830-1832 годов против ингушей высокогорных долин.

Вот один случай, который подметил граф И. Потоцкий, будучи ни Линии: “Один ингуш привез в Эндери молоденькую девушку-ингушку, чтобы продать ее. Некий еврей из Ширвана предложил за нее персидских тканей на 200 рублей - на этом торг был закончен. Когда продавец и покупатель отошли на миг, чтобы рассмотреть ткани, девушка сказала людям, которые находились рядом с ней: “Я - бедная сирота, которую каждый может обидеть безнаказанно; мой проводник обещал на мне жениться, а только что продал меня, чтобы иметь шелковые одежды, но он никогда не будет их носить!” Сказав это, она повесилась на дереве.”
Когда они (ингуши) дерутся друг с другом, можно подумать, что большая часть из них падет под ударами сабель, но обычно они отделываются несколькими ушибами. Пустячные ссоры они разрешают, беря в руки саблю. Огнестрельное оружие они используют в случае крайней необходимости - если надо отомстить за смерть родственника или в случае нападения какого-либо врага.
Старейшины, наиболее прославившиеся своею удачливостью (богатством) или своею многочисленной родней, поддерживают единодушие в обществе (общине).

Кстати, их влияние на людей более значительно в долине, чем в горах, где всеобщая бедность сама собою поддерживает равноправие. К тому же, жители долины более гостеприимны и приветливы по отношению к иноземцам (чужакам), чем те, что населяют высокогорные долины Ассы. Ингуши рассматривают охоту, грабительские набеги и войну как самые достойные занятия для молодежи; они зачастую грабят не из нужды, а чтобы прославиться.
Главы родов у них не обладают реальной властью. Красноречие и уверенность - это единственное, что может иметь влияние над ними. Законы и повиновения им неведомы, все у них решается в соответствии с древними обычаями.
Как только сын подрастает и уже в состоянии защищаться, отец вооружает его и предоставляет его собственной судьбе, предоставив свободу действий по собственному усмотрению. Можно легко заслужить их любовь ласковым и добрым отношением, достаточно не обманывать их, чтобы сохранить их доверие. Впрочем, те, кто живет на равнине, уже привыкли к мирной, спокойной и трудовой жизни...
Если у ингуша погибает сын, случается, что к нему приходит другой ингуш, у которого погибла дочь, и говорит ему: “Может быть, твой сын захочет жениться в том мире, так я сосватаю ему свою дочь, а ты уплати мне за приданное”. Подобное предложение обычно принимается, даже если выкуп составляет 20-30 коров.
Они могут иметь 5 жен или даже больше, так как после смерти отца его старший сын женится на всех его женах, за исключением своей собственной матери...[ До Ислама у арабов существовали такие браки. Р. Дози в “Очерках ислама” (С.-Пб., 1904 г.) приводит следующее сообщение Агани: “...Мансур ибн Забай еще во времена Омара продолжает пребывать в том браке, в который он вступил во время язычества: с женой своего умершего отца... Когда Омар расторг кровосмесительный брак Мансура и впредь запретил ему пить вино, последний произнес...: “Клянусь...вера, которая насильно разлучает меня с Маликой, - есть прямо великий позор... Ничто уже не интересует меня, если меня лишают Малики и запрещают пить вино” (с. 71) –Ча-Борз]

Танцы
---------

Их танец - это нечто особенное.

Все зрители, сидящие в кругу, поют и под звуки каких-то свирелей, волынки или флейты подзадоривают юных танцоров проявить их силу и искусство; в то время все, кто хочет, выходят один за другим, исполняя всевозможные движения и сальто-мортале. Когда все танцоры повторили те же фортели под бурные аплодисменты собравшихся, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногда они образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затем танец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее.
Чтобы женщины не были оcтавлены без подобного развлечения, стараются найти слепого музыканта.

Во время праздника они с ним находят место подальше от мужчин и развлекаются, не нарушая обычаев, которые запрещают им показываться чужакам (с. 217).

Религия
----------------------

Религия ингушей очень проста: они почитают одного Бога, которого они называют Дайле или, точнее - Дяла [Дяла, Дела или Аллах-Тааля – арабо-вайнахское имя божества. У мусульман это имя также присутствует в клятве: Алла-Билла-Тааля.. “Дела” входит в состав таких слов, как “Тали-сман”, “И-дол”, украинское “Доля” т.д. – Ча-Борз.
];
но в своей вере они не признают ни святых, ни великомученников.

Они соблюдают воскресенье, не служа торжественной обедни, а просто не работают в этот день. У них бывает большой пост весной и малый - летом [Ср. большой и малый хадж в Исламе.-Ча_Борз] .

Они не проводят никаких специальных обрядов по случаю рождения ребенка. В случае смерти кого бы то ни было, ежегодно они устраивают всеобщие паломничества к различным святым местам, которые в своем большинстве являются остатками (руинами)...храмов...
Ингуши, как и большинство других кавказцев, также соблюдают семидневную неделю, которая называется “киран-де”, или “кирра”[ Распространённое на Кавказе название седьмицы- «кирра», возм. араб. происхождения, от «харрам»-«заповедное, запретное».-Ча-Борз].

В такие дни они устраивают жертвоприношения - баранами, пивом и другими вещами. Их единственным жрецом может стать только старик безупречного поведения, которого называют “Цани-стаг”, т.е. “святой”, “чистый человек” или “непорочный”. Он никогда не женится и должен происходить из простой семьи. Он молится в Тхаба-Ерда и других святых местах, и только он один совершает жертвоприношения. Эти праздники отмечаются всеобщей трапезой, за которой поедают животных, принесенных в жертву...
Они не знают времени, когда они расселились в этих местах, но разрушившийся храм Тхаба-Ерда...свидетельствует об их достаточно древнем происхождении. У них много традиций, связанных со святыми местами, которые они почитают...

Захоронения


Ингушские склепы сложены из камня, по форме - сводчатые, возвышающиеся над землей. Эти склепы имеют с западной стороны небольшие отверстия-лазы, через которые втаскивают покойника, их затем закладывают камнями, к которым женщины привязывают (прикрепляют) свои косы [ Пободное посвящение кос, бытовавшее у кабардинцев, осетин и др.,бытовало у арабов до Ислама.. И. Гольдциэр в “Культе святых в исламе” сообщает по этому поводу: “Когда великий воин-герой Бену-Мугира, которая не положила бы своих волос на могилу оплакиваемого героя...” (с. 142).- Ча-Борз. ]
Над захоронениями тех, кто был убит молнией, они ставят столбы, на которых развешаны козьи шкуры с головами. По примеру других горских народов, каждая ингушская семья имеет свой отдельный склеп... (с. 220).

ЧЕЧЕНЦЫ
--------

Чеченцы, или, как их называют соседи, мичкизы, ограничены от русских владений на севере Тереком и Сунжей, на востоке их соседи - ингуши и карабулаки...
Равнины и низины близ Сунжи и Аргуна покрыты густым лесом, там в большом количестве встречается бук. В основном, вся эта территория гористая, изрезанная глубокими оврагами и узкими ущельями, которые служат чеченцам укрытием в случае нападения. Их там очень трудно достать. Одно из самых известных (примечательных) ущелий находится близ поселка Большой Чечен в междуречье Аргуна и Сунжи. Оно расположено между двумя изолированными горными массивами, крутые склоны которых покрыты лесом на протяжении нескольких верст. Этот проход (это ущелье) называется Хан-Кала, это место часто было роковым для наших войск...
Два века назад чеченцы спустились с гор вследствие внутренних распрей и многочисленности населения...
Чеченцы - самые жестокие и дикие племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить эти свирепые племена, несмотря на многочисленные экспедиции, предпринятые против них, и опустошения, которым неоднократно подвергались их земли. Чтобы держать их в узде, генерал Ермолов учредил новую военную линию, укрепленную крепостями, главная из которых - Грозная, на левом берегу Сунжи. Но, несмотря на эти меры, чеченцы не прекратили нарушения наших границ и набеги.

Чеченцев можно разделить на 3 категории:
1) чеченцы покорные или мирные;
2) чеченцы независимые;
3) чеченцы с высокогорья (с. 225).

Мирные чеченцы
Чеченцы, покоренные силой оружия, чьи заложники находятся в наших руках, занимают правый берег Сунжи, а также территорию между этой рекой и Тереком. Они имеют в изобилии пахотные земли, тучные пастбища, леса, воду. Они успешно занимаются полеводством и скотоводством... Излишки овец они продают в Кизляр или своим соотечественникам - независимым чеченцам, у которых есть пастбища и зерновые амбары на территории покорных чеченцев и которые без этой уловки были бы обречены на голод. Чеченцы с высокогорья поддерживают с ними дружеские отношения, так как это им необходимо во время набегов на русские территории... (с. 226).

Нравы и обычаи чеченцев
-------------------------

Таковы племена горных чеченцев, которых мы очень плохо знаем. Мы знаем только то, что они населяют дикие места, частью покрытые лесом и почти недоступные. Климат здесь суровый, полеводство почти совсем не развито, скотоводство ограничивается несколькими стадами овец и коз, которые находят скудную пищу на отвесных скалах и в расщелинах. Они очень бедны и живут большей частью набегами...
Обычно чеченцы организуют маленькие группы по 5-20 человек, чтобы нападать на русских. Ночью они приходят на берег Сунжи или Терека, раздеваются, складывают свою одежду и оружие в бурдюки, с помощью которых они переправляются вплавь через реку. Они прячутся в рощах и камышах, растущих на берегах. Если они замечают путешественника без сопровождения, или крестьянина, возделывающего землю и плохо вооруженного, то обычно они убивают проводника путешественника, заталкивают кляп в рот узника и тащат его к берегу1. Там они привязывают ему под руки бурдюки, наполненные воздухом, накидывают веревку с подвижным узлом ему на шею и бросают в воду. Чтобы петля не затянулась, несчастный узник должен держаться за веревку, за концы которой два пловца тянут его к противоположному берегу... Они редко убивают тех, за которых они смогут получить хороший выкуп...
Занимаясь разбоем, чеченцы выработали определенное правило: они стараются разузнать о благосостоянии каждой семьи казаков, живущих на Линии. Поэтому, захватив пленника, они назначают сумму выкупа в соответствии с достатком семьи, к которой он принадлежит. Кроме выкупа, они заставляют заплатить и за пищу в тот промежуток времени, который узник был в горах, и за крышу над головой, и даже за цепи, которые он носил...
Чеченцы, именуемые “мирные”, не отваживаются принимать участие в разбойных действиях их соседей, они лишь прячут добычу последних, содействуя этому тайно...
У чеченцев нет более князей... Управляются они по старинке, в соответствии с обычаями и некоторыми религиозными предписаниями. Они все равноправны, предпочтение оказывают лишь тем, кто преуспел в набегах...
Со временем появления лжепророка шейха Мансура все чеченцы приняли ислам. В каждом большом поселении есть кадий, а в небольших поселениях - мулла. Все представители культа имеют большое влияние на население. Законы куначества и гостеприимства у этого народа соблюдаются строже, чем у других горцев. Кунак не позволит оскорбить своего друга на протяжении всего того времени, что он находится под его покровительством, и если он живет у него, то защищает его от грозящей опасности даже ценой собственной жизни1. Чеченцы - хорошие стрелки и имеют хорошее оружие. Они сражаются пешими. Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остается против двадцати, и тот, кого захватили врасплох по случайности или по недосмотру, покрывается позором так же, как и его семья.
Никакая чеченская девушка не выйдет замуж за юношу, который не принимал участия в набегах или который показал себя трусом в каком-либо бою.
Одежда и вооружение этого народа похожи на черкесские, исключая шапку... Можно отличить чеченца от черкеса с первого взгляда, как по чертам лица, так и по покрою одежды.
Они сами изготавливают порох в большом количестве, имея сырье у себя в горах...
Воспитание, образ жизни и внутреннее управление у чеченцев такие, каковыми они и должны быть у отчаянных людей.
Рассматривая эти воинственые республики в политическом отношении, во взаимоотношениях с их соседями, можно заключить, что наподобие других республик Кавказа, этот народ сохраняет дружеские связи и добрососедские отношения лишь с некоторыми пограничными племенами, чтобы иметь поддержку в случае необходимости. Но чеченцы отличаются от других полным отсутствием прозорливости, что и погубит их рано или поздно.
Все их соседи - кабардинцы, ингуши, кумыки и лезгины считают их наиболее непримиримыми и лютыми врагами, так как этот народ до такой степени озлоблен, что не щадит никого и не думает о будущем.
Некоторые из их старейшин зачастую давали им хорошие советы. Но это всегда было напрасно. Они, как и атаманы их разбойных групп, были ветрены и никогда им не следовали.
Муллы внушали им как незыблемое правило:

1) питать непримиримую ненависть ко всем представителям иной религии, особенно к христианам; долг мусульманина - убивать их или же превращать в рабов;
2) тот, кто убил христианина или был убит христианином, попадет прямо в рай, в то время как тот, кто сдался живым неверному, был навеки проклят и покрывал позором всю свою семью.
Простолюдины насквозь пропитаны этими моральными устоями и предаются им со слепым фанатизмом [Р. Дози (“Очерки ислама”, С.-Пб., 1904 г., с. 57) приводит сообщение арабского историка о битве мусульман с язычниками: “...Перед битвой с мекканцами при Бадре, Пророк воскликнул: “...Всякий из вас...кто сразится...и умрет с ранами, полученными впереди, войдет в рай.” Один юноша, 17 лет, который в это время ел финики, быстро отшвырнул их и вскричал: “Как! Чтобы войти в рай, нужно только принять смерть от этих людей?!” С этими словами он выхватил меч, бросился опрометью на врага, и участь, которую он добивался, вскоре настигла его...” Таковы были арабы при при Пророке (мир ему), и чеченцы ещё недавно.- Ча-Борз] ...
Прежде чем закончить описание нравов этого народа, мы коснемся одного обычая, который бытует среди всех горцев, но, главным образом, у чеченцев, - мы хотим поговорить об абреках (с. 233).

Абреки
---------
Много горцев - наиболее отчаянных приверженцев ислама - дают клятву на один-два года или несколько лет не участвовать ни в каких увеселительных играх и посвятить свою жизнь участию во всех набегах, никогда в бою не жалеть врага, никогда не прощать ни малейшей обиды ни другу, ни брату, не признавать никаких привязанностей, не бояться ни преследования, ни мести, одним словом, быть врагом каждого, кто не принадлежит его семье, рисковать быть убитым первым встречным, если он сильнее. Те, кто дали такую клятву, называются абреками [Возможно, кавказское слово «абрек» восходит к библейскому имени Абрахам, Ибрагим. Как известно из Библии, пророк Абрагим вёл абреческую жизнь. Абреками, по Библии, были пророк Мусса-Моисей и др. Ча-Борз ].
В аулах они самые опасные соседи, с ними всегда надо быть настороже, “иметь руку на кинжале”, т.е. быть готовым тут же отразить нападение. Зато успех в бою всегда зависит от них.

Это настоящие “берсеркеры” древних норманнов, которые, будучи в ярости, убивали своих товарищей.

Подобные примеры безумного молодчества нередки среди горцев. Что же заставляет их приносить подобную клятву, какие жизненные обстоятельства?
Одни это делают, чтобы выделиться, другие из-за бедности, третьи - вследствии какого-либо несчастья.

Например, если у кого-либо погибла от оспы возлюбленная, он дает клятву абрека на 5 лет, и, что самое невероятное, по происшествии срока клятвы абрек становится тихим, как ягненок, возвращается к мирной жизни и, кажется, даже не вспоминает о прежней жизни (с. 233).
Памятники на территории мичкизов
-------------------------------